|
||||||||||||||||||||||
Вы находитесь: Главная :: Анархизм | ||||||||||||||||||||||
|
[фотки] [гостевуха] [инструменты] [чат] [форум] [новости] [состав] [опрос] [инфо] [Гнига жалоб]
Опубликовываю реферат на тему истории анрхизма Иванова Олега.
АНАРХИЗМ
составил Иванов Олег
Рождение российского анархизма затянулось на несколько десятилетий. Лишь в 80-е годы XlX в. он сформировался в революционное движение и начал играть определяющую роль в системе общественно-политических взглядов народников. Большинство из них поначалу, находились под влиянием бакунистских идей. М.А.Бакунин, на первое место выдвигал борьбу всеми дозволенными способами с государством и его институтами и громогласно объявил себя врагом любой власти. В манифесте-книге 'Государственность и Анархия' - он предложил своим последователям единственную форму революционной борьбы - немедленное всенародное восстание для разрушения государственного строя. Взамен предлагалось организация вольного братского союза 'производительных ассоциаций, общин и областных федераций, обнимающих безгранично, потому свободно, людей всех языков и народностей' По мнению Бакунина, долгом каждого честного революционера должна была стать поддержка в народе инстиктунтивного духа протеста, его постоянной готовности к революции. ' Живой ток революционной мысли, воли и дела' должен был разбить традиционную замкнутость крестьянского мира, наладить связь между фабричными работниками и селянами и создать на их основе несокрушимую силу, способную одним махом произвести в стране социальную революцию. Развивая теоретические построение Бакунина, члены кружка А.В. Долгушина вскоре предложили идею 'хождение в народ' с целью подготовки крестьянских восстаний для осуществления социальной революции. Через 'хождение в народ' прошли многие видные люди эпохи, искавшие действительные способы борьбы с самодержавием. Дальнейшее развитие анархические построения нашли в лице П.А, Кропоткина. Осенью 1873 г. по поручению 'чайковцев'м ( членов кружка Н.В. Чайковского) - он составил программный документ организации, манифест -- 'Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?' В этом документе идеалом будущего строя объявлялась ' анархия ' - т.е. 'союз вольных коммун', без центральной государственной власти. Движущими силами для проведения в жизнь анархической программы Крапоткин считал не только крестьян, но и городских рабочих: 'Здесь мы должны распространять наши воззрения, здесь должны мы подыскать товарищей. Прежде всего восстание должно произойти в самом крестьянстве и городских рабочих только тогда может оно рассчитывать на успех'. Насколько сильна была вера в осуществимость анархических построений у российской молодежи той поры, показывает тот факт, что в первых больших судебных процессах 70-х годов, организованных правительством против революционеров ( процессы '50-ти' и '193-х' ), наиболее видные обвиняемые почитали за честь называть себя анархистами. В 70-- 90-е годы прошлого века П.А. Крапоткин осуществил разработку концепции анархо-комунизма, воспринятую значительным большинством анархистов. Система Крапоткина привлекали внимание современников своей глубоко гуманистической направленностью, попытками синтеза и гормонии мира, стремлением объяснить все явления в области общественной жизни объективными законами природы. Под анархией он понимал ' мировоззрение основанное на механическом понимание явлений ', Охватывающее всю природу, включая сюда и жизнь человеческих обществ. В своих построениях новый теоретик российского анархизма значительное место уделил вопросам революции. Он не считал народ готовым к немедленному революционному выступлению и ставил вопрос о создание анархической партии для ' тихой подготовительной идейной работы '. Социальную революцию он считал закономерным явлением исторического процесса, ' резким скачком вверх ', который должен привести к полному уничтожению все институтов власти и гос. учреждений. По его мнению, анархо-комунизм можно было вводить сразу после разрушению старых порядков в ходе революции. Кто же совершит эту великую революцию? ' Ее могут сделать только сами трудящийся - рабочие и крестьяне и трудовые элементы из интеллигенции', - писал Кропоткин. Он так же отрицал необходимость революционного правительства, не признавал ни какой революционной диктатуры, так как при ней, по его мнению, ' революция неизбежно вырождается в произвол и в деспотизм'. В начале ХХ в. в России, в условиях общего революционного подъема и невиданной накалу классовой борьбы, анархизм - вечный спутник революций и социальных потрясений вновь заявил о себе, как об общественно-политическом движении, обединяющем леворадикально, демократически настроенные слои общества. Первые шаги к усилению роли анархизма в общественно-политической жизни страны были сделаны за границей. В 1900 г. в Женеве возникает организация российских анархистов-эмигрантов 'Группа русских анархистов за границей', издавшее воззвание с призывом к свержению самодержавия и социальной революции. Ее лидерами были Мендель Дайнов, Георгий и Лидия Гогелия. Супруги Гогелия в 1903 г. в Женеве создали группу анархистов-комунистов 'Хлеб и Воля', принесшую известность Российскому анархизму. 'Хлебовольцам' при поддержке Кропоткина, М. И. Гольдсмит и В. Н. Черкезова удалось в томже году организовать первого российского анархического печатного органа за границей - - газеты 'Хлеб и Воля'. В самой России первые анархистские группы появляются весной 1903 г. в г.Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и присоединившихся к ней ремесленных рабочих; летом - в г. Нежине Черниговской губернии в среде учащийся молодежи. Начавшийся процесс образования анархистских групп на территории страны шел по восходящий линии, и уже к концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах, а в 1904 г. - 29 групп в 27 населенных пунктах северо-запада, Юго-запада и Юга страны. География российского анархизма четко обрисовалась в 1905-1907 годах. 'Столицами' движения считались Белосток, Екатиринослав и Одесса. Социальную основу анархического движения составляли преимущественно кустари, ремесленники, торговцы, крестьяне, деклассированные элементы, часть интеллигенции, а также немногочисленные группы рабочих недовольные существующими порядками, но слабо представляющие пути и средства борьбы с ними. Если попытаться составить обобщенный портрет анархист периода первой российской революции, то он бы выглядел так: это был бы молодой человек (или девушка) 18-24-летнего возраста, имевший начальное образование и представлявший, представлявший как правило демократические слои общества. Касаясь модного сегодня национального вопроса, заметим, что в анарходвижении преобладали евреи (по отдельным выборкам их число достигает 50%), русские (до 41%), украинцы (до 35%). Среди анархистов практически не было лиц зрелого возраста. Самым пожилым в движение были - его основатель Кропоткин (1842) и его ближайшая последовательница М. И. Гольдсмит (1858). Основная масса крупных организаторов движения - М. Э. Данилов, Н. И. Музиль, Я. И. Кирилловский, А. А. Боровой, В. И. Федоровловский (Д. Новомирский), - родились в середине - конце 70-х гг. XIX в., т.е. к моменту
революции им было около 25 - 32 лет. В основном руководители и теоретики анарходвижение имели высшее или среднее специальное образование, большие навыки агитационной работы. Июльский политический кризис 1917 г. закончился поражением сил революции и частичным разгромом анархических организаций. В этот период на передней край борьбы вновь выходит Кропоткин. Его фигура привлекла внимание не только революционеров, но и сторонников правительства, пытавшився в своих целях авторитет великого ученого и мыслителя. А. Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы уговорить Кропоткина войти во Временное правительство, предлагая ему на выбор любой пост министра. Крапоткин отказался ответив:' Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным'. Очевидно, результатом длительных размышлений стало его участие в работе Государственного совещания в Москве,15 августа 1917г. Консервативные круги вряд ли ожидали услышать от теоретика анархизма проповедь идеи классового примирения всех сил 'и правых и левых', действующих в революции. Возможно это был хитрый ход политика считавшего, что достичь царства анархии можно будет только в условиях мира и демократии. Но за такое положение дел анархистам еще предстояло бороться. Накануне Октября 1917 г. они были все еще в значительной степени разрозненны. Колебание различных частей анархического движения не спасли его от подчинения решительной и властной тактике большевиков. В дни Октября большевики использовали анархистов в качестве боевой, разрушительной силы против буржуазии, оказывая им всемерную помощь оружием, продовольствием и пр. Анархисты окунувшись в родную стихию борьбы и разрушения, участвали в октябрьских событиях 1917 г. в Петрограде, Москве, Иркутске и других городах. Но для большевиков утвердившихся у власти, анархизм, с его лозунгами борьбы за свободу личности и против государственных институтов, был хорош только до той поры, пока не мешал осуществлению собственных планов государственного строительства. Большевики опосались соединения идей анархии с лозунгами своих противников из среды демократических слоев общества. Для борьбы с анархистами и их попутчиками были использованы все методы: от обвинения их в поддержке 'буржуазных контрреволюционеров', в организации 'пьяных погромов' до попыток формирования ими собственных отрядов. 17 декабря в газете петроградских анархистов появился призыв к созданию собственных вооруженных сил. 'Вольные анархические дружины' нужны были анархистам 'для организованного удара... по власти, для смертельной за социальную революцию'. В публикации содержалась прямая угроза большевикам:' Если вы станите на нашем пути к анархии, к камуне, мы растопчем и вас'. Весной 1918 г. анархисты приступили к созданию постоянных боевых отрядов. Кадры 'боевиков' предназначались для борьбы 'за идеалы анархизма', с 'контрреволюцией' в России, а также для подавления выступлений 'германских белогвардейцев'. Постоянная нацеленность анархистов на задач мирового революционного развития не мешала им устраивать прозаические налеты на квартиры, грабить склады и магазины, и даже захватывать здания. Московские анархические группы зимой 1918 г. устроили настоящие соревнование по захвату особняков в городе. Почувствовав за собой некую силу, анархисты решили добиться окончательного своего признания Советской властью. Весьма важной для них была задача обеспечения оружием и продовольствием в равных пропорциях с красногвардейцами. Власти Москвы и Петрограда признали требования анархистов недопустимыми и запретили им выдачу оружия. Анархисты не могли смирится с таким решением властей. В конце марта 1918 г. члены Московской Федерации анархических групп официально уведомили Моссовет о захвате помещения купеческого собрания на Малой Дмитровке дом ? 6 и размещении там своих организаций. Такая позиция создала угрозу возможных насильственных действий против большевиков. Насколько такая задача была реальной и выполнимой для анархистов? Сейчас трудно ответить на этот вопрос. Во всяком случае, в Москве стали усиленно распостранятся слухи о готовящемся выступление анархистов. В ночь с 11 на 12 апреля в городе силами ВЧК, воинских частей и латышских стрелков из охраны Кремля был проведен захват зданий, занимаемых анархистами, и разоружение сторонников анархии. В некоторых местах анархисты оказывали сильное сопротивление, но в основом застигнутые врасплох, здавались. Вскоре было проведено разоружение анархических групп в Петрограде, Вологде, подавлен анархо-мятеж в районе Бугуруслана-Самары. Верхушка движения не имевшая после смерти П. А. Крапоткина в 1921 г. подлинного руководителя и теоретика, раскололась на несколько частей. Многие анархисты заявило о кризисе движения, его перерождение своем желании трудится на благо большевиков и вступило в РКП(б). Другая часть духовному гнету и лжи предпочла эмиграцию и выехала или была выслана за границу. Наконец, оставшийся в стране приверженцы анархии пытались проводить какую-то работу но их было ничтожно мало. Многие анархисты тяжело переживая разрыв с родиной, одиночество, и усталость от бесполезной борьбы, принимают решение вернуться в СССР. Кто-то возвращался по своей воле, кто-то из-за связей с чекистами, но как правило конец жизни эти в прошлом идейные анархисты проводили одинаково - на стройках и лагерях ГУЛАГа. В 1929 г. на воле уже практически ни кого не было. Анархические организации в стране прекратили свое существование.
| |||||||||||||||||||||
|
WOL.BZ - Бесплатный хостинг, создание сайтов |